понедельник, 7 декабря 2015 г.

впровадження учнівського мовного портфоліо



Мы, учителя английского языка в нашей гимназии, много слышали о работе с портфолио, но не знали с чего начать. Я решила апробировать портфолио в моих седьмых классах и вот чем я хочу поделиться.
Портфолио является одним из методов как аутентичной, так и альтернативной оценки знаний учеников. Когда становиться недостаточным применять только традиционные контрольные работы для оценки знаний, на помощь приходят нетрадиционные формы контроля, например, портфолио.
Портфолио - это цельная “ копилка “ученических работ, своеобразный учет прогресса ученика в изучении языка, его достижений. И эта “ копилка “ собирается в течение определенного времени (год, два…). Я обратила внимание, что мои ученики активизировались, стали более ответственными за свое обучение. Существует много различных форматов организации портфолио, я же выбрала свой формат, который естественно должен отличаться в 5 классе от формата, который используется в 11 классе.
Однако, есть и общие черты:
1. Наличие обязательных и дополнительных разделов. Основные разделы определяются учителем. Дополнительные разделы выбираются самими учениками, они выбирают то, что будет интересно им, что поможет им самовыразиться в процессе изучения английского языка. Основная часть (обязательная) состоит из 2-3 тестов, 1 -2 проектов и работ, которые выполняются дома, самостоятельно.
3. Каждая работа должна быть датирована и озаглавлена.
4. В самом начале работы учитель четко обозначает критерии оценки портфолио.
5. Обязательная часть портфолио включает вступление (цели работы ученика ) и заключение, в котором отражается тот опыт, который ученик получает в течение всего года.
6. В конце портфолио отводится раздел “Portfolio Assessment“, в котором учитель оставляет свои комментарии и приглашает учащегося вступать с ним в диалог, делиться своими проблемами при работе с тем или иным проектом.
Процесс апробации. Как все начиналось?

В самом начале, мои ребята не очень хорошо понимали с чего начать, не знали какие дополнительные разделы включать в свои портфолио, как назвать свою работу, чтобы она выражала главную мысль содержания. И, вообще, для чего нужно портфолио. И, именно тогда, я почувствовала что мои ученики становятся более ответственными, вовлеченными в эту работу. Я определила четкую схему портфолио, базовую и дополнительную части, определила дату проверки портфолио (не реже 1 раза в четверть). Я предлагаю работать с портфолио в урочное время в младших классах, хотя бы в начале, в то время как старшеклассники работают с портфолио дома. Т.о. к концу учебного года у каждого ученика образовывается папка, включающая в себя 10 разделов (Introduction “About Myself “, My Achievements, Culture Corner) и так далее. Т.е. в этих разделах собраны различные творческие работы, проекты, рисунки, и конечно, тесты, самостоятельные работы. Как создаются разделы? Например, мои ученики имеют банк заданий, из которого они черпают разделы своего портфолио. Я же требую определенное количество разделов, которые представляют различные навыки и умения учащихся.
Я пришла к выводу, что портфолио оказывает огромное влияние как на процесс изучения языка, так и на оценку.
3. Портфолио и процесс изучения языка.
Стало очевидным, что мои ученики становятся более ответственными в учебе. Их работа становится более организованной, соревновательной, креативной. Они начинают понимать, что портфолио - это дополнительный бонус, возможность заработать хорошую или отличную оценку. Домашнее задание выполняется с большим энтузиазмом и желанием. Ведь это тоже составляющая портфолио.
Портфолио помогает понять сильные и слабые стороны в изучении английского языка.
4. Портфолио - контроль и оценка.
Все учителя испытывают затруднения при оценивании портфолио учеников. Совсем не хочется “разрушать” ученический креатив, добавляя свои критичные замечания. Но т.к. критерии оценок обсуждаются еще в начале работы, то ребята уже готовы к этим замечаниям, которые выносятся в конечный раздел “Portfolio Assessment“.

Портфолио сильных учащихся оцениваются по содержанию, они стараются показать свои портфолио, как полноценные серьезные проекты, хорошие ученики мотивированы на лучшие результаты, ученики послабее, тоже, очень стараются, выполняют свои портфолио по своим возможностям и очень аккуратно. Иногда в работе над портфолио у них проявляются скрытые таланты, которые зачастую не проявляются на традиционных уроках английского языка.
Заключение

Лично я, узнала многое о творческом потенциале моих учеников. При работе над портфолио ученики становятся ответственными, улучшается способность творить, портфолио мотивирует учеников на изучение английского языка. При работе с портфолио ребята учатся работать как индивидуально, так и в группе.

Burns A. and S. Hood. Teacher’s Voices, National Institute for Language Teaching and Research, Macquarie University, Sydney, 1995.
Calderhead J., ”Reflective Teaching and Teacher Education”. “Teaching and Teacher Education, vol.5/150/2000.
Valencia S. “A Portfolio Approach to Classroom Reading Assignment: The Whys, Whats and Hows”. The Reading Teacher, January, 2010.
Wallace M.J. Training. Foreign Language Teachers, Cambridge University Press, Cambridge, 2009.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий